RUS / ENG
Логин
Пароль
Главная Статистика Информация об участниках Новости Все об обоях

+7 495 645-66-57  доб.2152
107140, Россия, Москва, ул. Верхняя Красносельская, 2.
rosoboi@mail.ru

Из истории обоев

 Обои – рулонный материал, преимущественно на бумажной основе,
для внутренней отделки помещений.
Большая Советская Энциклопедия

 
          Стремление человека создавать красоту своего жилища известно очень давно. Об этом свидетельствуют исторические памятники архитектуры, скульптуры, живописи. Для внутренней отделки помещений делалась роспись стен и потолков масляными и другими красками, делались лепные и резные по дереву орнаменты, применялась трафаретная роспись. В конце XVIII века уже начали появляться бумажные обои, хотя под термином «обои» подразумевались ткани, которыми действительно «обивали», а не оклеивали, как бумагой стены. Это так называемые штофные обои, изготавливались в основном из шелковых тканей, обрамлялись в рамы.
          Первые самые простые бумажные обои представляли собой листы бумаги, наклеенные на стены и разрисованные в зависимости от вкуса хозяина. Вот как описывает Вигель свое жилище в Керчи: «Внутренность домика хотелось мне отделать самым необыкновенным образом, и один чиновник таможенный, страстно любящий живописное и рисовальное искусство, в сем деле явился мне сильным помощником. Одна комната его по рисунку очень красиво была драпирована синим флагтухом пополам с белым коленкором, другую оклеил он простой, толстой бумагой, и по ней очень искусно и мило нарисовал он ряд турецких желтых шалей, будто развешанных с их пестрыми украшениями, бордюрами, пальмами. Зала была раскрашена полосами всевозможных цветов, остальные две комнаты были просто выкрашены».
          Как видим, в это время обои или расписывались от руки, или наиболее дорогие выписывались из Франции, или же употреблялись обои отечественного производства.
          Как и всякие предметы массового потребления, обои, прежде чем попасть на машину и изготовляться в серийном производстве, проходили первоначальный способ изготовления, т.е. способ ручного изготовления. Способ этот довольно не сложный и представляет собой следующее: набойщик (так назывался мастер, изготовляющий обои) намазывал доску (форму) с вырезанными на ней фигурами узора рисунка краской, затем клал эту доску на полотно бумаги, которое было растянуто на ровной поверхности, прижимал эту доску и получал отпечаток рисунка в краску одного цвета. Один человек таким образом мог выработать за 11-часовой день обоев в одну краску около 800 метров. После этого, как отпечатанное одной краской полотно бумаги высыхало, а если рисунок печатается в несколько красок, то первый отпечаток снова проходил через набойщика, который следующей доской (другой краской набивал другую часть рисунка. И эта операция продолжалась столько раз сколько красок в данном рисунке. Для того, чтобы изготовить 800 метров обоев ручным способом в 6 красок, надо было одному человеку затратить шесть одиннадцатичасовых рабочих дней. Производительность была небольшая, а поэтому и себестоимость товара было высокая. Правда, качество обоев стояло на довольно высоком уровне. Обои ручным способом вырабатывались довольно красивые. Это в большинстве случаев была имитация под бархат, под плюш ковра, под дорогие ткани.
          Что касается обойных фабрик в России, вот свидетельство И.Г. Георги, опубликованное в 1794 году, о том что в Петербурге имеется: «Несколько мануфактур для бумажных обоев, из коих в1794 году две только записаны. Одна из них существует уже с 1754 года. Работа на оных уступает привозной па большей части в узоре и правильности в рисовке, однако ж бывают обои всегда на твердой бумаге и расписаны свежими красками, а при том в сравнении с чужестранными весьма дешевы, от чего их много и раскупают, тем более, что здесь самые простые избы обиты обоями».
Даже в Михайловском дворце в ряде комнат архитектор К. Росси, создатель дворца, не пренебрег бумажными обоями. В некоторых случаях, особенно в помещении нижнего этажа, дорогие шелковые ткани заменялись бумажными обоями, которые выделывала Царскосельская мануфактура и которые служили предметом восхищения современников. «… по синей, по оранжевой ткани блестят серебряные и золотые цветы, а там стены целой комнаты составлены из лиловых атласных подушек со шнурами и кистями, складенных одна на другую. Это не что иное, как обои, но серебристый атлас, выпуклость подушек и кисти представлены столь живо, что, кажется, чувствуешь мягкость их…».
          Была ли обойная фабрика в Москве в начале XIX века? В сохранившихся старых домах под многочисленными слоями позже наклеенных обоев находят сохранившиеся остатки обоев. В Москве на Метростроевской улице существует деревянный дом, построенный в 1826 году. С 1839 года в нем жила мать И.С. Тургенева  Варвара Петровна. При произведенном архитектором  Киселевым исследовании под несколькими слоями удалось обнаружить наклеенные непосредственно на сруб куски обоев, которые, быть может, еще и застал Тургенев. Следует обратить внимание на строгость, геометричность и вертикальное решение рисунка. Обои эти обнаружены не в парадных, а в служебных помещениях дома, но они и являются характерными для своего времени образцами.
          Быть может, о производстве таких недорогих обоев и говорит Тургенев в следующем отрывке: «Я жил в Москве у моих родителей. Они нанимали дачу около Калужской заставы, против Нескучного… Дача наша состояла из деревянного барского дома с колоннами и двух низеньких флигельков, во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев.  Я не раз хаживал туда смотреть, как десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах и с испитыми лицами то и дело вскакивали на деревянные рычаги, нажимали четырехугольные обрубки пресса, и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытискивали пестрые узоры обоев».
          Действительно, кустарное производство было очень трудоемким. Вручную производилась вырезка, а затем шлифовка деревянных форм. Без использования каких-либо механизмов готовили краску, грунтовку. На специальных рамах развешивали для сушки бумагу. Вручную шла транспортировка сырья, подготовленных к работе форм, готовой продукции. В огромных чанах вручную специальными деревянными лопатами размешивали мел и каолин, готовили клей. На спине поднимали тяжелые рулоны бумаги. В тяжелых деревянных окоротах (ведрах) подавали красочные составы. Нужно однако отметить,  что обои, которые требовали для изготовления такой гигантской затраты сил, были довольно красивыми и качественными.
          Технический прогресс ХХ века внес значительные изменения в обойное производство. Навсегда ушли из него тяжелый и трудоемкий ручной труд. Все процессы давно механизированы. Созданы рецепты специальных красок. За качеством скоростной печати следят электронные устройства. Производство обоев стало массовым, а ассортимент поистине необозримым. Поэтому каждый из нас может сегодня подобрать для своей квартиры обои, которые отвечали бы его вкусу и представлениям о красоте и моде.

 

ОБОИ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ХХ-ХХI век

 Вышла из печати книга  "ОБОИ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ХХ-ХХI век